Крейсер “Варяг” принял свой первый бой

Крейсер “Варяг”, вступив в свой первый бой, овеял себя неувядаемой славой. А погибнув в этом неравном бою – стал в истории России легендой! Самое примечательное, что это крейсер не находился у тихоокеанских берегов под флагом России.

База крейсера находилась в Порт-Артуре, и была арендована у Китая. Эта не простая история рассказана Алексеем Волынец.

 

Крейсер “Варяг” был построен с обманом

 

1. Крейсер Варяг

Крейсер “Варяг” для Российской империи строили в Америке. Царским правительством часто совершались покупки новейших кораблей за пределами границы. К примеру, совместно со строительством “Варяга”, были заказано строительство новых броненосцев и крейсеров в Германии и Франции.

Будущий “Варяг” строила американская компания William Gramp&Sons. Строительство крейсера закончилось в конце 1900 года. Что было затянутым сроком, почти на год. Для России стоимость покупки составляла 4,9 млн. рублей золотом. По нынешнему курсу – более 2 млрд. долларов.

 

2. Крейсер Варяг на реке Делавэр, США, 1901 год

 

Новому кораблю присвоили имя “Варяг”, в память о воителях Балтики. Краска корабля ослепительно-белого цвета давало представление скорее океанской яхты, чем бронепалубного крейсера. “Варяг” отличался высокой скоростью. Но это было получено в результате принесенной жертвы в надежности механизмов и защиты артиллерийских орудий.

А пока о “Варяге” отзывались с восхищением. Царская семья, в мае 1901 года, прибыла в Кронштадт, для посещения крейсера. Но, несмотря на восторги посетителей, матерью царя Николая II, в личном дневнике была выполнена тревожная записка. Она была обеспокоена неким ущербом и практической безнадежностью крейсера.

Крейсер “Варяг” в Корее

Предназначение русского крейсера состоялось в усилении Тихоокеанского флота. И “Варяг” отправился к берегам Дальнего Востока. Побывав в трех океанах, в феврале 1902 года крейсер прибыл в Порт-Артур. Именно здесь располагалась военно-морская база, арендованная Россией у Китая. Где и проходила служба “Варяга”.

Ситуация изменилась в декабре 1903 года, когда крейсером был получен приказ отправиться к берегам Кореи. Официально он поддерживал дипломатические представительства России в корейском порту Чемульпо. В настоящее время является морским пригородом Сеула, столицы Южной Кореи. Там же находились корабли других стран – США, Франции, Италии, Англии.

На рейде порта Чемульпо

 

3. Рейд порта Чемульпо

 

Для гарантирования силовой поддержки крейсеру “Варяг” была придана канонерская лодка “Кореец”. В то время, вокруг Кореи, происходило усиление политической борьбы между Россией и Японией за господство над территорией полуострова. Что и привело к началу открытой войны.

Беда крейсера “Варяг” заключалась в том, что в начале конфликта, он был оторван от основных сил российского флота. К тому же, царь Николая II предоставил инициативу начать боевые действия японцам! Чтобы Россия выглядела защищающейся стороной.

А Японии, для начала войны против России, была нужна успешная высадка своих войск на Корейском полуострове. Самое удобное место для этого был порт Чемульпо, место нахождения одинокого русского крейсера!

Крейсер не сдадим

Японские самураи не стали использовать “моральные” доводы, а просто ударили первыми. Без официального объявления войны, но с разрывом дипломатических отношений! И уже на вторые сутки русскую канонерскую лодку атаковали японские миноносцы. “Кореец” был атакован двумя торпедами. Увернувшись от атаки, он прибыл в нейтральный порт, известив “Варяга” об агрессивных действиях японских кораблей.

Рассвет 9 февраля команду крейсера “Варяг”, как и капитана Всеволода Руднева, поставил в трудное положение. Они не могли связаться с высшим командованием, и только предполагали, что открытый военный конфликт уже начался. Не было известно и то, что в прошлую ночь японскими эсминцами была атакована наша эскадра в Порт-Артуре.

Не было известно русским морякам и о численности японских кораблей, идущих к Чемульпо. Но им были известно превосходство боевых возможностей японских кораблей над возможностями “Варяга” и “Корейца”.

 

4. Капитан крейсера Варяг - В. Руднев

 

В обращении капитана В. Руднева к команде звучал призыв к прорыву и бою с японцами. Вопрос о сдаче исключался – крейсер защищать до последней капли крови! Каждый должен приступить к спокойному и точному исполнению своих обязанностей.

Силы были неравны – русские моряки противостояли шести японским крейсерам и восьми миноносцам! По поздним подсчетам военных специалистов и историков, превосходство веса залпов японских крейсеров и миноносцев, превосходило вес залпов “Варяга” и “Корейца” в 4 раза!

В 12 часов 20 минут японцами был открыт огонь по русским. Незамедлительно, русские корабли отвечают ответным огнем! Но не прошло и 20 минут, как японский крейсер “Асама”, 152-миллиметровым снарядом уничтожил передний дальномер. В результате на крейсере “Варяг” возник пожар.

 

Наших братьев убивают

В эти минуты архимандритом Хрисанфом, руководителем Русской духовной миссии в Корее, были произнесено обращение к молящимся: “Слышен гром раскатов. Это стреляют пушки. Наших братьев убивают ”. Небольшая православная церковь была недавно построена в столице Кореи. Это было начало морского сражения, и эхо разрывов было слышно в Сеуле.

 

Матросы с японского крейсера

 

5. Японские матросы

 

Продолжительность боя японской эскадры с русскими кораблями составила 55 минут. “Варяг” был охвачен огнем, уничтожено все вооружение, и корпус корабля изуродован многочисленными подводными пробоинами. Из вооружения остались целыми две 152-мм пушки, и пять 75-мм. Так сказалась особенность конструкции легкого крейсера – жертва теоретической скорости защите корабля!

В команде “Варяга” состояло 570 человек. В бою погибли 22 матроса и 1 офицер. В следующие сутки умрут еще 10 раненных человек. Всего тяжело раненных матросов насчитывалось 27, “ранены менее серьезно” – командир крейсера В. Руднев, 2 офицера и 55 матросов. Мелкие осколки ранили более 100 человек. То есть, из строя была выведена третья часть команды корабля.

 

 

Ввиду значительного превосходства, у японцев было меньше потерь и повреждений. Во время боя команда “Варяга” наблюдала попадания и возникновение пожара на крейсере “Асама”. Это был флагман эскадры японцев. Но японцами долгое время отрицалось получение потерь и повреждений у Чемульпо. Однако, с возвратившихся в Японию кораблей, на берег отправили 30 погибших.

 

6. Взрыв канонерской лодки Кореец

 

Объятый пожаром, с плохо слушающим рулем “Варяг” и канонерская лодка “Кореец” ушли в порт Чемульпо. Капитаном В. Рудневым, с ранением в голову и полученной контузией, принимается решение об уничтожении кораблей. Команда взорвала канонерскую лодку “Кореец”. На “Варяге”, эвакуировав раненых и экипаж на берег, были открыты кингстоны. “Варяг” и “Кореец” затонули.

 

Крейсер  “Варяг” не сдается

Не только в российском обществе, но и в европейских странах был высоко оценен подвиг российских моряков. Трудно переоценить реакцию за рубежом на подвиг русских моряков в неравном бою. Австрийским поэтом Рудольфом Грейец, далеким от России, узнавшим про героический бой русского крейсера, в феврале 1904 года, была написана песня.

 

7. Гибель крейсера Варяг

 

Auf Deck, Kameraden, all’ auf Deck!
Heraus zur letzten Parade!
                                                                                Der stolze Warjag ergibt sich nicht,                                                                              Wir brauchen keine Gnade!

В апреле 1904 года песня “Der Untergang der Warjag” была переведена на русский язык. И эту песню знают, почти все, в нашей стране!

Наверх, вы, товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!

Общественное сознание России драматический эпизод войны, продолжавшей еще 1,5 года, превратил в легенду, в героический миф. Несмотря на то, что в этой войне были и другие выдающиеся и страшные эпизоды, именно “Варяг” стал ярким историческим моментом.

 

Судьбы членов экипажей “Варяг” и “Кореец”

Интересна дальнейшая судьба членов экипажа – оставшихся в живых офицеров и матросов. Весной того же года они прибыли в Россию. Ими все восторгались, и были приняты царем, в торжественной обстановке Зимнего дворца. Все выжившие были награждены Георгиевскими крестами.

Экипаж и сам капитан крейсера “Варяг” не ожидали такой почести. Многими офицерами, по возвращению, предполагались опасения по поводу разбирательств и судов за гибель корабля.

 

8. Для героев накрыты столы

 

Еще более неожиданной была награда командира “Варяга”, присланная от японского императора. Капитан Руднев был награжден орденом Восходящего солнца. Тем самым японцы подчеркивали героизм бывшего врага, для весомости их победы. Дипломаты посоветовали капитану “Варяга” принять, но носить орден он не стал.

На чужбине остались погибшие от японских снарядов – 23 человека. Спустя некоторое время умерли 12 тяжелораненых. Останки большинства героев были похоронены в корейской земле. Умиравшие же, перед смертью, просили похоронить их в родной земле. Но война продолжалась, и выполнить это было сложно. Спустя годы, нашими дипломатами российского консульства в Сеуле, был поднят вопрос о перезахоронении павших героев.

Свой долг они исполнили до конца…

Прах переноса павших матросов “Варяга”, был отмечен торжественной церемонией, начавшей в 2 часа дня 25 декабря 1911 года. Здесь находилось много российских дипломатов, священников Русской православной миссии в Корее, представителей японских властей. Церемония закончилась отданием воинских почестей павшим матросам отрядом японских солдат. Многие корейцы принесли цветы к траурному вагону.

Особый вагон, в котором осуществлялась перевозка праха героев по Корее и Южной Маньчжурии до российской границы, японское правительство предложило бесплатно. 30 декабря прах героев “Варяга” был встречен в столице Приморья, высшим руководством Дальнего Востока и тысячами жителей Владивостока.

 

9. Морское кладбище во Владивостоке

 

Тогда же и произошло захоронение останков 12 моряков. 6 матросов погибли в бою, а другие 6 умерли после сражения. Хирургами был оперирован 24-летний Дмитрий Шарапов. В его теле находилось 165 осколков, которые были извлечены. Но раненый матрос не выжил.

 

Крейсер “Варяг” возвращается

Крейсер, затопленный 9 февраля 1904 года – ценный трофей для страны Восходящего солнца. Слава “Варяга”, прогремевшая по миру, дала понять японцам осознание всего ее значения. Японцы предприняли всевозможные усилия для поднятия знаменитого крейсера, и установки на нем своего флага.

Он бы стал символом их победы и демонстрацией явного знака их превосходства над российским оружием. Подъем крейсера был начат японцами в феврале 1904 года. Морское Министерство Российской империи изыскивало способы вмешательства в этом мероприятии, вплоть до взрыва “Варяга”.

 

10. Крнейсер Варяг, поднятый японцами со дна бухты Чемульпо

 

Корабль был поднят японцами и введен в строй лишь в начале 1908 года. Ему присвоили имя – “Соя”. Так японцам называется северный мыс острова Хоккайдо. Хорошая погода позволяет рассматривать Сахалин.

“Соя” стал учебным кораблем, где практиковались будущие офицеры японского флота. С целью демонстрации своего трофея, корабль заходил в порты Китая, Австралии, Филиппин, США и Канады.

После 1914 года Россия и Япония стали союзники в войне против Германии. Появился вопрос о защите побережья Баренцева и Белого морей. Прошли переговоры о выкупе у японцев их русских трофеев прошедшей войны. Составили список броненосцев, которые достались японцам при падении Порт-Артура. Царем Николаем II, дополнительно, в список был внесен легендарный “Варяг”.

 

11. Возвращение крейсера Варяг

 

Японцы за крейсер получили около 4 млн. рублей золотом. Почти столько же, сколько заплатили за его изначальную постройку в Америке. 3 апреля “Варяг”, под японским флагом, был встречен тысячами жителей Владивостока, в бухте Золотой Рог! Следующим днем проводили церемонию передачи крейсера. Русский экипаж из 592 офицеров и матросов, прибывших на Дальний Восток с Балтийского флота, заменил японцев.

9 апреля на крейсере был проведен обряд церковного освящения. И только тогда были подняты флаги и вымпелы русского флота. Далее православными священниками была отслужена панихида по погибшим героям.

Такие свершения сродни подвигам моряков Российского флота  в войне 1812 года! 

Потом на знаменитом крейсере три месяца проводился ремонт неисправностей, и подготовка в поход, на запад, по трем океанам. 1 июля 1916 года “Варяг” вышел из бухты Золотой Рог.

 

В настоящее время ракетный крейсер “Варяг” является флагманом                                                                                                                                                                          Тихоокеанского флота России.

Крейсер “Варяг”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *