Айны - первые самураи

 

Немногие, я думаю, знают, что коренное население Японии представляют не японцы. И первые самураи были не японцы. Узнал об этом недавно и хочу поделиться этим со своими читателями.

До японцев острова были заселены айнами, таинственным народом. Их происхождение является большой загадкой. Непродолжительное время айны и японцы соседствовали, пока японцы не вытеснили айнов на северные территории.

Первыми самураями были не японцы

Древние хозяева- айны

Японский архипелаг, Сахалин и Курильские острова с незапамятных времен заселяли древние хозяева – айны. Об этом есть свидетельства из письменных источников. Подтверждением этому в многочисленных названиях, которыми названы географические объекты. Их происхождение связывают с языком айнов.

 

Места проживания айнов

О теории происхождения айнов, споры ученых не утихают до настоящего времени. Айны проживали на обширной территории. На японских и Курильских островах, Сахалине, в Приморье и на юге Камчатки. Они не были родственниками других коренных народов Дальнего Востока и Сибири.

 

Это создали дравние айны

Доказано, что приход айнов на Японские острова датирован еще 12 500 лет до нашей эры. Именно тогда и была ими основана неолитическая культура Дзёмон.

 

Поделки айнов времен неолитической культуры

Основным занятием у айнов были охота, собирательство и ловля рыбы. Земледелие у них не было распространено. Поэтому местами проживания они выбирали берега у многих речек островов архипелага. Это были небольшие поселения, на большом удалении друг от друга.

Для охоты они изготавливали луки со стрелами, длинные ножи и рогатины. В поимке зверей использовались западня и ловушка. Для рыбной ловли применялась специальная острога – «марек». На остроге устанавливали подвижный поворотный крючок, захватывающий рыбу. Ловлей рыбы занимались в основном ночью, и для этого ее привлекали зажженными факелами.

Со временем японцы все больше заселяли остров Хокайдо. И охоте айны стали уделять меньше времени, переключившись на возделывание проса, ячменя, картофеля.

Айнами – охотниками и рыболовами, создана необычная и богатая культура Дземон, характерная народам, имеющим высокий уровень развития. Можно только удивляться красотой и выдумкой деревянных изделий, на которые нанесены необыкновенные спиральные орнаменты и резьба!

 

Спиральный орнамент и резьба деревянных изделий

Древними айнами создана необыкновенная керамика. Украшал ее причудливый веревочный орнамент. При изготовлении керамики не использовался гончарный круг. Из глубины веков от айнов до нас дошло талантливое фольклорное наследие: песни, танцы и сказания.

 

Легенда о происхождении айнов

 

Айны и их происхождение

У айнов есть легенда: « В далекие времена на берегу одной реки между холмами в одной простой деревне жили обычные люди. Жила в этой деревне и очень добрая семья. Девочка Айна из этой семьи, среди всей детворы отличалась необыкновенной добротой. В деревне люди жили своей жизнью, но как-то произошла интересная история.

Однажды, солнечным утром, по дороге в деревню, проехала черная повозка. В повозку были запряжены черные лошади, и управлялась она человеком, одетым во все черное. Он был радостный, с широкой улыбкой и веселым смехом. В черной клетке, установленной на повозку, находился белый Медвежонок, с цепью на шее. Он был маленький, пушистый. От голода он сосал свою лапу и в глазах его стояли слезы.

Люди были возмущены тем, что черный человек держал на цепи и мучил белого Медвежонка. Но они только произносили слова возмущения, но сами ничего не предпринимали. Добрая семья Айны, остановив повозку, стали просить, чтобы черный человек отпустил Медвежонка. Незнакомец, улыбнувшись, пообещал сделать это при условии, если кто-то отдаст свои глаза. И Айна согласилась на это. Черный человек, рассмеявшись, отпустил Медвежонка. И в тот же миг у доброй девочки Айны пропало зрение.

Внимание всех жителей деревни обратилось к Медвежонку. И, в суматохе, как-то незаметно, черный человек исчез вместе с повозкой. Но теперь плакал уже не Медвежонок, а добрая девочка Айна.

Тогда белый Медвежонок, с веревочкой в лапе стал водить Айну. Вместе они обошли деревню, потом стали выходить на луга и холмы. Но однажды люди, взглянув вверх, увидели, что с белым пушистым Медвежонком Айна ходит по небосводу. Так и в наше время Большая Медведица водит Малую Медведицу. Это – напоминание людям о добре и зле».

Этим культом медведя и отличаются айны от других народов. Только у айнов женщинами-кормилицами вскармливается жертвенный медвежонок!

 

Женщина-кормилица с жертвенным медвежонком

Главным торжеством у айнов считался медвежий праздник. К этому дню готовились особенно: приглашали родственников и гостей из других селений. А перед этим, в течение четырех лет, одна из семей выращивала медвежонка. Его кормили лучшей пищей, шла подготовка к ритуалу жертвоприношения.

С утра, в праздник, согласно сложившейся традиции, устраивали целое представление. Вначале все жители деревни оплакивали медведя. Потом, выведя его из клетки, наряжали его различными украшениями – стружкой, еловыми шишками. Когда медведя водили по улочкам деревни, сопровождающие громко кричали и шумели, отвлекая внимание зверя. А молодым охотникам, поочередно, нужно было запрыгнуть на медведя и прижаться к его голове. После чего сразу же соскакивали. Это называлось обрядом «целования».

Потом медведь привязывался на определенном старейшиной месте, и ему давали праздничную еду. Старейшиной перед медведем произносились прощальные слова, описывалась забота жителей по его выкармливанию. Айны надеялись, что божественный зверь предаст их мечты и планы дальнейшей жизни, когда он встретится со своим отцом – горным таежным богом!

Потом зверя «отправляли» к праотцу. Честь убийства медведя из лука предоставлялась приезжему гостю. При этом попадание должно было точно в сердце. Мясо животного раскладывали на еловые ветки и раздавали всем приглашенным, согласно старшинству. Аккуратно собранные кости прятались в лесу. И в деревне в это время соблюдали полнейшую тишину, чтобы медведя шумом не сбило в дороге с пути.

Ученые располагают доказательствами, что предки айнов были люди с неолитической культурой Дзёмон.

 

Глиняные изделия айнов

Одно время считали, что у айнов и народов Индонезии и аборигенов Тихого океана есть общие корни, так как они обладают схожими чертами лица. После проведения генетических исследований этот факт был исключен.

У самих японцев есть уверенность, что айны переселились на Японские острова из Сибири. Появилось предположение, что айны являются родственниками народов Мяо-яо, проживающих в Южном Китае.

 

Внешность айнов

 

Внешность айну

Внешность предстает в необычном виде: с чертами европеоидов, с необыкновенно густыми волосами, широкими глазами и светлой кожей. Черта отличительной внешности подчеркнута очень густыми волосами и бородой у мужчин. Этих отличительных особенностей нет у представителей монголоидной расы. Длинные волосы настолько густы, что сбиваются в колтун, и заменяют айну-воину шлем.

Русскими и голландскими путешественниками оставлены многие рассказы об айнах. Они свидетельствуют, что айны предстают очень добрыми, приветливыми и открытыми людьми. Европейцами, посещавшими острова, отмечается характерная манера поведения, простота и искренность.

Семья айнов возле своего жилища

Довелось с айнами встречаться русским землепроходцам – казакам. Покорив Сибирь, казаки побывали и на Дальнем Востоке. Находясь на острове Сахалин, землепроходцы вначале айнов приняли за русских, сравнивая их с сибирскими племенами.

Из воспоминаний казачьего есаула Ивана Козырева: «Нас встретили около ста человек, одетых в шкуры. Они не были испуганы, смотрели смело. Обликом необыкновенным: с длинными волосами и бородами. Лица у них были белые. В отличие от якутов и камчадалов, не были раскосыми».

Айнов можно сравнить с кем угодно: с проживающими на Кавказе, в Персии или Индии, с мужиками юга России, и даже цыганами. Название айны означало «настоящий человек». Казаками стали называть их «курилами», с добавлением эпитета «мохнатые». Позже казакам довелось встречаться с курилами на всем Дальнем Востоке – Сахалин, юг Камчатки, Приамурье.

 

Чаепитие старейшин

Айны очень внимательно занимаются воспитанием и обучением детей. Главным в этом вопросе было обучение послушанию старших! Ребенок, а в будущем воин, обязан был беспрекословно слушаться своих родителей, старших братьев и сестер, взрослых вообще. Ребенку лишь разрешается ответить на вопрос старших, и разговаривать с ними, когда к нему кто-то обратится. Его обязанность всегда находится рядом с кем-нибудь из взрослых, под присмотром.

У айнов имя ребенок получает, достигнув 10-летнего возраста. В имени айна отражается его характер, индивидуальная черта, к примеру: Чистюля, Честный, Разговорчивый и т.п. И это не прозвище, а имя.

Отцу семейства предоставлено право воспитания мальчика. Проходит обучение охоте, ориентированию на местности, выбор кратчайшей дороги, владение оружием. В случае нарушения детьми установленных правил, совершении проступка, ребенок не наказывается физически. Воздействие на психику выражается в рассказывании родителями различных поучительных историй и легенд.

Айна-воин

 

Как айны воевали с японцами

Идеалистическая жизнь айнов на островах японского архипелага была нарушена мигрантами из Юго-Восточной Азии и Китая монголоидными племенами — предки нынешних японцев. Новыми переселенцами была принесена культура риса. Это позволяло кормить большое количество населения, освоив небольшую территорию.

Соседствуя с созданным государством Ямато, айны ощутили угрозу от мигрантов, которые стали нарушать мирную жизнь. Часть айнов поселилась на Сахалине, нижнем Амуре, Приморье и Курильских островах. Оставшаяся часть айнов начала постоянные войны с государством Ямато. Эта эпоха войн продлилась около 10 веков!

 

Первые саимураи айны

 

Первыми самураями были не японцы

 

 

Айны – искусные воины. Они отлично владели мечом и луком. Японцы долгое время не могли одержать над ними победу – около 1500 лет! Образование нового государства Ямато произошло в III—IV веках. С этого времени исчисляется эпоха постоянных войн с айнами. В 670 году Ямато переименовали в Ниппон (Япония).

 

Айны. Фото 1904 года

Представителей всех встретившимся им племен, японцы считали дикими, самыми сильными – эмиси. Именем «эмиси» они называли айнов. Это подтверждают записи японских хронистов того времени. Японцы опасались встречаться с айнами в открытом бою, оценивая одного воина-айна в сто японцев! Чтобы стать незаметными, умелыми воинами-айнами напускалось облако тумана.

Айны воевали, используя два меча, справа подвешивали два кинжала. С помощью одного из них (чейки-макири) они совершали ритуальное самоубийство – харакири.

 

Айны - первые самураи

Боевое искусство айнов, но не японцев, содержало культ самураев. Проводя войны в течение тысячи лет, японцами от айнов была заимствована воинская культура – самурайство. И в настоящее время, некоторые самурайские кланы свое происхождение считают айнскими.

Великой горой Фудзияма представлен символ Японии. Но и в нем содержится айнское слово «фудзи», означающее «очаг божества».

Японцам удалось одержать победу над айнами благодаря изобретению пушек. Но к тому времени, японцы овладели многими приемами в военном искусстве, переняв их у айнов. Воинскими традициями, которыми по праву гордятся японцы, многими современниками считаются характерным атрибутом в японской культуре. Однако, японцы лишь позаимствовали все это у айнов.

 

Традиция рисовать усы у женщин

Глубокая древность айнов богата разными традициями. Одной из них является рисование усов женщинам, для большего сходства с молодыми воинами. Этой традицией подчеркивается то, что женщины у айнов также воевали рядом с мужчинами. Здесь уместно сравнение с амазонками.

Японское правительство запрещало выполнять подобные татуировки. Но еще в ХХ веке айны занимались татуажем. Сравнительно недавно, в 1998 году закончилась жизнь одной из последних татуированных женщин.

 

Татуаж пышных женских усов

Пышные усы, покрывающие верхнюю губу, наносились только для женщин. Этот обряд введен матерью-прародительницей – Окикуруми Туреш Махи (Okikurumi Turesh Machi). Ее считают младшей сестрой Бога-творца Окикуруми.

 

Представительница женщин айнов

Нанесение рисунка на тело дочери выполнялось ее матерью или бабушкой. С 1799 года был запрещен татуаж у девочек-айну, а в 1971 году последовало повторное строгое запрещение. И объяснялось это болезненностью и не гуманностью процедуры.

 

Язык айнов

 

Написание айнского языка

Айнский язык представляет загадку. При внимательном изучении его можно найти корни санскритских, славянских, латинских, англо-германских языков. Ему не найдено подходящее место, ввиду того, что он не вписывается в лингвистическую мировую картину. Длительная изоляция айнов разорвала связь с другими народами. У некоторых исследователей есть предложение выделить особую айнскую расу.

У этнографов существует неразрешимый вопрос о появлении на этих суровых землях людей, носящих распашную одежду. Национальные повседневные платья-халаты украшены орнаментом. Дополняется меховой шапкой или венком. Материалом для одежды служили полоски луба и волокна крапивы.

 

 Национальная одежда айнов

Теперь национальная одежда шьется их покупной ткани, и украшает ее богатая вышивка. В каждой айнской деревне применяют вышивку с особым рисунком. Национальная одежда подскажет, знающему человеку, в какой деревне живет тот или иной айн. Мужская вышивка отличается от вышивки на женской одежде.

 

Численность айнов

Их остается совсем мало, чуть свыше 30 000 человек. Места проживания – север Японии, юг и юго-восток Хоккайдо. Другие источники озвучивают цифру в 55 000 человек. С учетом метисов насчитывается около 150 000 человек. И в то же время происходит практически полная ассимиляция с населением Японии. И как результат – теряем культуру айнов, а вместе с ней и ее тайны.

 

Одежда с мужской вышивкой

Императрица Екатерина II в 1779 году подписала указ о том, что мохнатые курильцы освобождаются от налогов. Однако, зачастую этот указ не исполнялся, и ясак взимали до XIX века.

 

Венок - головной убор

Доверчивость айнов поражала. Их вера в данное слово была безгранична. Со стороны русских к айнам было хорошее отношение. Чего нельзя сказать про японцев – они вели беспощадную войну с айнами.

Одни из последних рода айнов

Северокурильские айны были переселены японцами, и с 1884 года проживают на острове Шикотан. Последним мужчиной, покончившим жизнь в 1961 году, был вдовец. После того, когда им была похоронена супруга, он, по древнему закону своих предков, исполнил ритуал «эритокпа». Вспорол живот и выпустил свою душу предкам.

 

Танец с оружием

Принято считать, что в Росси айнов нет. Произошла полная ассимиляция малочисленного народа, проживавшего в низовьях Амура, Камчатки, Сахалина и Курильских островов. В последнее время выяснилось, что след российских айнов не затерялся. По переписи населения их в России 210 человек.

 

Супружеская пара

По сообщению газеты «Национальный акцент», руководитель общины «Айну» заявляет, что нельзя утверждать об исчезновении айны или камчадальских курильцев. Речь идет о не желании признать их существование. Слово «айну» означает «мужчина» или «достойный мужчина».

 

Найди себя!

Айны — первые самураи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *